Начальный импульс – условие успешного запуска двигателя внутреннего сгорания. Для его появления необходимо специальное устройство, – именно стартер проворачивает маховик и заставляет машину завестись.
Как устроен механизм – ликбез для новичков
Стартер – это электродвигатель. Его задача – перевод электрической энергии в механическую работу. Благодаря этой функции основные узлы автомобиля получают импульс к движению. Крутится маховик, вал, начинается ход поршней.
Компоненты электродвигателя:
- статор;
- корпус + дополнительные компоненты;
- вал и якорь;
- вилка;
- реле;
- бендикс и шестерня.
Каждый современный двигатель оборудован этой небольшой деталью. Устройство заключено в прочный металлический корпус. В конструкцию заложено 4 магнитных сердечника. Профи автосервисов называют их «башмаки». Но, в современных автомобилях применяют не башмаки с обмоткой, а магниты. Это помогло многократно сократить массу устройства.
Общая работа механизма обеспечена следующими узлами:
- Якорь – конструктивно деталь представляет вал. Производится из легированной стали, комплектуется коллекторными пластинами и сердечниками. В пазах размещены рамки, вращающиеся вокруг полюсов магнита.
- Держатели, щетки – подают рабочее напряжение, повышают мощность. Щеткодержатели с пружинами отвечают за контакт коллектора и щеток.
- Реле – электромагнит выталкивает обгонную муфту, подает питание от зажигания. Внутри устройства есть специальная перемычка (сердечник) и силовые контакты.
- Цилиндрический мотор – содержит обмотки, сердечники.
- Бендикс, шестерня – рабочая лошадка агрегата. Механизм перенаправляет вращение на маховик мотора.
- «Медный пятак» – деталь размещена между контактом стартера и «+» проводом батареи. Ее назначение – замыкание контактов, что необходимо для корректной подачи тока в момент запуска двигателя.
На корпусе предусмотрен входной контакт, к которому подводят плюсовой «крокодильчик» аккумуляторной батареи. По рамкам ротора идет ток. Он выходит на «-» щетки массы, которая контактирует с минусовой клеммой батареи. Взаимодействие создает магнитное поле, заставляющее вращаться рамки якоря.
Принцип действия
Первым шагом к запуску устройства является включение автомобилистом зажигания. В этот момент реле получает управляющее напряжение. Происходит намагничивание катушки, сердечник приходит в движение.
Дальнейшая работа стартера происходит так:
- Сердечник при помощи вилки «давит» на обгонную муфту, толкает ее к маховику. Работа механизма замыкает пятаки на мотор.
- На обмотку ротора идет пусковой ток. Устройство начинает вращение, статор срабатывает и запускает двигатель.
После поворота ключа ток не подается на реле, пятаки размыкаются, узел прекращает свою работу.
Виды стартеров
Оборудование делится на простое – безредукторное – и редукторное. Если в механизм заложен редуктор, он принимает крутящий момент. Узел преобразует его и предает на вал обгонной муфты.
Такое решение дает ряд плюсов:
- Повышенный КПД.
- Сокращение потребления тока.
- Компактные габариты.
- Водитель может завестись даже на низком заряде аккумуляторной батареи.
Но, такое конструктивное решение сложнее, поэтому требует более профессионального подхода при ремонте.
Неисправности и сбои
Стартер принимает меньшие нагрузки, по сравнению с другими механизмами. Однако, даже в условиях лояльной эксплуатации, он подвержен типичным неполадкам электрики и механическому износу. В первом случае диагностируется замыкание, выход из строя обмоток либо обрывы. Бывает, происходит износ мелких элементов и щеток. Механические сбои характеризуются залипанием деталей, поломками втулок, подшипников, роликов ведущих механизмов. Нередко встречается заклинивание сердечника или других узлов.
Типичные проблемы:
- Нет запуска. Источники проблем могут быть разными. В 95% случаев сбои ведут к внутренней конструкции агрегата – сбою реле, обмоток, контактов.
- Коленвал вращается медленно. Первопричиной неполадок становятся окисленные контакты, низкий заряд источника питания, высокая вязкость смазочной жидкости.
- Якорь не вращает коленчатый вал. Муфта может буксовать из-за помех в передвижении по валу.
- Шестерня издает скрежет. Причиной становятся задиры на маховике или некорректная настройка замыкания контактов.
- Чрезмерно длительная работа узла. Если стартер функционирует слишком продолжительное время, причина состоит в заедании замка, некорректной работе контактов или обмотки.
- Нехарактерный шум. Громкие звуки возникают из-за ослабших креплений или постоянного зацепа шестерни.
Водителю рекомендовано не допускать проблем со стартером. Лучше сразу обратиться к ремонтникам и провести диагностику. Такие узлы, как реле и щетки, неремонтопригодны. В условиях автосервиса детали меняются на новые. Работы по замене должны быть доверены опытному автоэлектрику.
Выводы
Устройство запуска – сложный механизм, требующий участия автомобилиста. Если слышите посторонние шумы и скрежет, постарайтесь оперативно устранить неисправность. Обращайтесь к опытным, профессиональным специалистам. Это поможет избежать повторных поломок.