Как устроен стартер автомобиля?

Начальный импульс – условие успешного запуска двигателя внутреннего сгорания. Для его появления необходимо специальное устройство, – именно стартер проворачивает маховик и заставляет машину завестись.

Как устроен механизм – ликбез для новичков

Стартер – это электродвигатель. Его задача – перевод электрической энергии в механическую работу. Благодаря этой функции основные узлы автомобиля получают импульс к движению. Крутится маховик, вал, начинается ход поршней.

Компоненты электродвигателя:

  • статор;
  • корпус + дополнительные компоненты;
  • вал и якорь;
  • вилка;
  • реле;
  • бендикс и шестерня.

Каждый современный двигатель оборудован этой небольшой деталью. Устройство заключено в прочный металлический корпус. В конструкцию заложено 4 магнитных сердечника. Профи автосервисов называют их «башмаки». Но, в современных автомобилях применяют не башмаки с обмоткой, а магниты. Это помогло многократно сократить массу устройства.

Общая работа механизма обеспечена следующими узлами:

  • Якорь – конструктивно деталь представляет вал. Производится из легированной стали, комплектуется коллекторными пластинами и сердечниками. В пазах размещены рамки, вращающиеся вокруг полюсов магнита.
  • Держатели, щетки – подают рабочее напряжение, повышают мощность. Щеткодержатели с пружинами отвечают за контакт коллектора и щеток.
  • Реле – электромагнит выталкивает обгонную муфту, подает питание от зажигания. Внутри устройства есть специальная перемычка (сердечник) и силовые контакты.
  • Цилиндрический мотор – содержит обмотки, сердечники.
  • Бендикс, шестерня – рабочая лошадка агрегата. Механизм перенаправляет вращение на маховик мотора.
  • «Медный пятак» – деталь размещена между контактом стартера и «+» проводом батареи. Ее назначение – замыкание контактов, что необходимо для корректной подачи тока в момент запуска двигателя.

На корпусе предусмотрен входной контакт, к которому подводят плюсовой «крокодильчик» аккумуляторной батареи. По рамкам ротора идет ток. Он выходит на «-» щетки массы, которая контактирует с минусовой клеммой батареи. Взаимодействие создает магнитное поле, заставляющее вращаться рамки якоря.

Принцип действия

Первым шагом к запуску устройства является включение автомобилистом зажигания. В этот момент реле получает управляющее напряжение. Происходит намагничивание катушки, сердечник приходит в движение.

Дальнейшая работа стартера происходит так:

  • Сердечник при помощи вилки «давит» на обгонную муфту, толкает ее к маховику. Работа механизма замыкает пятаки на мотор.
  • На обмотку ротора идет пусковой ток. Устройство начинает вращение, статор срабатывает и запускает двигатель.

После поворота ключа ток не подается на реле, пятаки размыкаются, узел прекращает свою работу.

Виды стартеров

Оборудование делится на простое – безредукторное – и редукторное. Если в механизм заложен редуктор, он принимает крутящий момент. Узел преобразует его и предает на вал обгонной муфты.

Такое решение дает ряд плюсов:

  1. Повышенный КПД.
  2. Сокращение потребления тока.
  3. Компактные габариты.
  4. Водитель может завестись даже на низком заряде аккумуляторной батареи.

Но, такое конструктивное решение сложнее, поэтому требует более профессионального подхода при ремонте.

Неисправности и сбои

Стартер принимает меньшие нагрузки, по сравнению с другими механизмами. Однако, даже в условиях лояльной эксплуатации, он подвержен типичным неполадкам электрики и механическому износу. В первом случае диагностируется замыкание, выход из строя обмоток либо обрывы. Бывает, происходит износ мелких элементов и щеток. Механические сбои характеризуются залипанием деталей, поломками втулок, подшипников, роликов ведущих механизмов. Нередко встречается заклинивание сердечника или других узлов.

Типичные проблемы:

  1. Нет запуска. Источники проблем могут быть разными. В 95% случаев сбои ведут к внутренней конструкции агрегата – сбою реле, обмоток, контактов.
  2. Коленвал вращается медленно. Первопричиной неполадок становятся окисленные контакты, низкий заряд источника питания, высокая вязкость смазочной жидкости.
  3. Якорь не вращает коленчатый вал. Муфта может буксовать из-за помех в передвижении по валу.
  4. Шестерня издает скрежет. Причиной становятся задиры на маховике или некорректная настройка замыкания контактов.
  5. Чрезмерно длительная работа узла. Если стартер функционирует слишком продолжительное время, причина состоит в заедании замка, некорректной работе контактов или обмотки.
  6. Нехарактерный шум. Громкие звуки возникают из-за ослабших креплений или постоянного зацепа шестерни.

Водителю рекомендовано не допускать проблем со стартером. Лучше сразу обратиться к ремонтникам и провести диагностику. Такие узлы, как реле и щетки, неремонтопригодны. В условиях автосервиса детали меняются на новые. Работы по замене должны быть доверены опытному автоэлектрику.

Выводы

Устройство запуска – сложный механизм, требующий участия автомобилиста. Если слышите посторонние шумы и скрежет, постарайтесь оперативно устранить неисправность. Обращайтесь к опытным, профессиональным специалистам. Это поможет избежать повторных поломок.

Leave a comment