Устройство генератора автомобиля

Генератор – главный поставщик энергии транспортного средства. Устройство состоит из множества узлов. Если оно не будет работать, исчезнут оптимальные условия для работы электрооборудования машины.

Как работает

В каждом транспортном средстве есть два источника энергии – аккумуляторная батарея и генератор. Но, узлы отличаются по принципу действия. АКБ – копит электропитание, генератор – его вырабатывает. Агрегат служит для трансформации механической энергии в электрическую.

При пуске мотора, основную часть электроэнергии забирает стартер. Большая сила тока провоцирует сильное падение напряжения аккумуляторной батареи. В это время он интенсивно разряжается, продолжая питать потребителей.

Когда двигатель запущен, основным устройством для подачи энергии становится генератор, – именно он постоянно подзаряжает аккумулятор. Агрегат дает ток для батареи и функционирования электрооборудования. Когда АКБ заряжена зарядный ток снижается, работа продолжается в штатном режиме.

Когда машина стоит на малых оборотах двигателя или активны мощные потребители энергии – фары, обогрев – объем потребляемого тока может быть больше. Генератор не способен отдать такое количество. Нагрузка передается аккумулятору. Во время такого режима работы он будет терять заряд.

Конструкция

Чтобы понять принцип действия агрегата, следует изучить его устройство, узнать элементы, отвечающие за бесперебойную работу.

Конструкция:

  1. Привод (вал, подшипники, шкив) и крепление. В большинстве автомобилей привод осуществляется максимально гибким поликлиновым ремнем. Это помогает улучшить механизм и получить высокое передаточное отношение.
  2. Статор с обмоткой + сердечник. Устройство состоит из стальных листов 0.8-1 мм или выполняется навивкой. Также производители используют металлические сегменты, скрепленные заклепками или сваркой.
  3. Ротор с обмоткой + контактные кольца. Узел содержит 2 полюсные половины, выполненные штамповкой.
  4. Корпус – сформирован 2 крышками. Они отлиты из алюминиевых сплавов. В изделии предусмотрены вентиляционные отверстия.
  5. Щеточный узел, объединенный с регулятором напряжения. В узле размещены электрографитные или меднографитные скользящие контакты (щетки).
  6. Диодный мост. Выпрямительный блок используется 2 типов. Это конструкции с ребрами, где диоды припаяны к теплоотводам или теплоотводные пластины с запрессованными диодами.

Для крепежа используются болты, кронштейны, специальные лапы и натяжные проушины. Подшипниковые узлы представлены радиальными шариковыми подшипниками. В узел заложена смазка и уплотнители.

Система охлаждения

За охлаждение источника энергии отвечают вентиляторы. Они зафиксированы на валу. Воздух засасывается в прорези кожуха и поступает к наиболее горячим участкам – регулятору напряжения и выпрямителю. Есть модели транспортных средств, где заложены генераторы с кожухом, через который подается холодный уличный воздух.

Особенности строения корпуса

Корпус собрал главные детали генератора. Пара крышек соединены болтами. Конструкцию производят из легких алюминиевых сплавов. Они быстро отводят тепло и не намагничиваются. Дополнительно предусмотрены крепежные фланцы и отверстия для воздуха. На задней крышке вмонтирован щеткодержатель и мост. Здесь же расположен выводной контакт, – от генератора по нему к потребителям поступает ток.

Ротор

Вал узла укомплектован 2 медными контактными кольцами и обмоткой. Это электромагнит, образующий магнитное поле. Он размещен между 2 сердечников. Эти детали отвечают за регулировку и направление магнитного поля. Кольца производят из латуни или стали, через них на обмотку идет питание от батареи. Также на валу закреплены крыльчатка вентилятора и приводной шкив.

Статор

Механизм имеет кольцевую форму и создает переменный ток. Конструктивно он состоит из сердечника – элемента, соединившего стальные пластины с пазами. Обмотки соединяются по двум схемам. При соединении «треугольник» отдельно выведены концы. При соединении «звезда» концы каждой из 3 обмоток объединены в одну.

Блок выпрямительный

Мост преобразует переменный ток в постоянный. Благодаря этому происходит питание бортовой сети. Напряжение остается стабильным и одной величины. Конструкция построена из диодов, отрицательной и положительной радиаторных пластин, куда герметично впаяны диоды. По форме запчасть напоминает подкову.

Основные сбои

Агрегат признан надежным, но некоторые запчасти могут ломаться по разным причинам. Характер неисправностей типичен, – это электрические поломки и сбои механического характера. Как правило, водители сталкиваются с обрывом привода. Рекомендовано периодически осматривать его натяжение и состояние. Вторая распространенная проблема – износ щеток, требующий полной замены узла.

Самостоятельно диагностировать неисправности электрики сложно. Работу обмоток может нарушать замыкание, может сломаться регулятор напряжения. Такие сбои опасны для аккумуляторной батареи и всей электроники автомобиля. Для восстановления работоспособности лучше обращаться к профи в условия автосервиса.

Leave a comment