Что делать при поломке турбины?

Сначала нужно определить, в чем причина поломки. Турбокомпрессор является надежным агрегатом, который рассчитан на весь период службы мотора. Но его работа зависима от того, насколько четко работают все системные элементы. Залогом его безотказной работы является полная исправность двигателя, его своевременное техобслуживание.

Турбина работает в тяжелейших условиях: до 300000 оборотов в минуту при температуре 900 °C. Вот почему необходимо, чтобы безупречно работали следующие системы:

  • смазка;
  • охлаждение;
  • топливная;
  • выхлопная;
  • вентиляция газов картера;
  • управление двигателем и прочие.

Конечно, корректная работа двигателя – это наиболее важное условие. Если мотор будет “парить”, то даже новая, оригинальная деталь потечет. При этом замена турбины не поможет починить мотор.

Чтобы определить, что случилось с турбокомпрессором, его разбирают, делают дефектацию. Работнику, который делает ремонт турбин со снятием и установкой, нетрудно определить причины поломки. Специалисты дают рекомендации, на какие нюансы надо обращать внимание в момент установки новой турбины. Если просто сделать ее замену, ничего не исправляя, то совсем скоро новую деталь постигнет та же участь.

Причины поломки турбокомпрессора

Просто так детали у турбокомпрессора не могут выйти из строя. По словам производителей, вероятность их брака почти равна нулю. Вал не сломается, лопатки сами не отвалятся. Повреждения имеют определенные причины:

1. Загрязнение масла.
У любого моторного масла, применяемого в ДВС есть ограниченный период службы. Когда мотор работает, то происходит загрязнение сажей. Она образуется от сгорания ГСМ и от продуктов износа самого движка. Рассчитывать на очистку масляным фильтром следует не всегда. Он засоряется. А зимой иногда срабатывает редукционный клапан, тогда оно пойдёт помимо фильтра в смазку мотора, турбокомпрессора.

Для двигателя наличие грязного масла не так критично. У него более медленные обороты, а зазоры между деталей больше. А турбине это «смерти подобно». Турбокомпрессор имеет 80000-150000 оборотов в минуту, а некоторые модели в 2 раза больше. Зазоры же микронные. У вала и подшипников при этом будет серьезная нагрузка. Наличие любой твердой частички в этой среде приведет к царапине. Вращение вала на больших скоростях происходит из-за «масленого клина», который образуется между валом и подшипником. Вал находится в масляной среде. Если оно чистое, качественное, то идеальной работе валу-подшипнику ничто не мешает. Из-за царапины увеличивается зазор между валом и подшипником, «масленый клин» ослабевает, появляется “сухое трение”, интенсивный износ.

2. Качество масла.

Не менее важно, чтобы моторное масло было качественное. Для турбированного двигателя применяют специальные составы. Они смогут выдержать более высокую температуру и механическую нагрузку. Температура коллектора может достичь 900 °C. При этом обычное моторное масло сворачивается, коксуется, с появлением нагара и густой черной смолянистой массы. Это приводит к сокращению срока эксплуатации турбокомпрессора. Рекомендуется делать замену масла в движке каждые 10000 км пробега. 30000 км – это уже много. У нас не Европа. Качество нашего топлива оставляет желать лучшего. От этого масло становится грязным намного быстрее.

3. Недостаточно масла проходит через турбину.

В турбокомпрессоре роль смазывающего вещества важна еще и из-за отвода жара от подшипника и турбинного вала. Если масла проходит меньше, то происходит резкое повышение температуры в корпусе. Оно свернется, скоксуется как в корпусе турбины, так и в трубах, подающих, сливающих его. Причины недостаточного количества масла могут быть в низком его уровне в системе мотора. Также это произойдет, если не исправен масляный насос или редукционный клапан, закоксованы или деформированы трубки, подающие и сливающие масло. Многое зависит и от качества. Очень важно использовать только тот состав, который предназначен для турбированного двигателя.

4. Посторонние предметы в системе всасывания.     

Нередко турбина ломается из-за попадания твёрдых частиц в колесо компрессора. Наличие пыли, грязи, мелкого песка, насекомых, прочих предметов способно ускорить износ лопаток колеса. Этот процесс постепенный, не заметен владельцу машины. Загрязнения шлифуют лопатки, и они деформируются. Происходит снижение производительности.

Могут попасть более крупные предметы, например, камушки, окалина, масляный сгусток, оставшиеся гайки, элементы прежней турбины из непочищенных трубок, ветошь, забытая при монтаже. Это приведет к значительному повреждению колеса, к дисбалансу. Она начнет «завывать», начинается ее разрушение. Когда устанавливается новая турбина, нужно устранить все негерметичности соединений в системах всасывания, сделать замену порванных патрубков, почистить вентиляцию газов картера.

5. Посторонние предметы в турбинном колесе.

Повреждение лопаток колеса турбины может произойти из-за окалины, которая образуется в выпускном коллекторе, из-за отколовшихся фрагментов свеч накаливания, клапанов, седел, прогоревших поршней, прокладки головки блока цилиндров. Бывает, что прокладки заменяют герметиками при монтаже. Затвердевая, края герметика скалываются. Они вылетают вместе с выхлопным газом, ударяются об колесо, вследствие чего происходит его разрушение. Противодавление способствует всасыванию частиц разрушенного катализатора. Если смесь образуется неправильно, то происходит увеличение температуры в выпускном коллекторе, оплавление лопаток, появление трещин на коллекторе. Когда изменяется положение и форма лопатки, то это приводит к появлению дисбаланса ротора. Турбокомпрессор начнет разрушаться.

6. Засор системы выхлопа.

Безотказная работа турбины во многом зависит от проходимости выхлопной системы. Для улучшения экологической ситуации новые модели автомобилей оснащаются различными системами, которые уменьшают вред выхлопного газа. Если катализатор засорится, то площадь системы уменьшится, выхождение газов будет затруднено, осевая нагрузка на турбокомпрессорный вал возрастет. Износ опорного подшипника резко возрастает, провоцируя появление осевого люфта турбинного вала. При смещении по оси, вал и колесо зацепляют горячую и холодную улитку, из-за возникшего дисбаланса происходит разрушение турбины. Вал может «скручиваться» под действием обратных вихревых потоков выхлопного газа. Катализаторы, дизельные сажевые фильтры должны меняться через каждые 180000-200000 км пробега.

7. Когда превышена допустимая частота вращения турбокомпрессорного вала.

Турбина «перекручивается», когда возникает перенаддув ( или передув). Причинами этого является неисправность клапана, регулирующего давление, заклинивание лопаток, ЧИП тюнинг, некорректное образование смеси и прочее. Когда она «перекручивается», то у вала и опорных подшипников образуется повышенная нагрузка. Это вытесняет масло из области трения, приводит к перегреванию, ускоренной амортизации подшипников. Вал при этом ломается по опасному сечению.