Пять правил для долгой жизни турбины

В последние десятилетия конструкция моторов менялась не раз. Производители старались реализовать растущие требования по экологичности и экономичности. На смену многолитровым силовым агрегатам пришли сравнительно небольшие турбированные даунсайзинги.

Мощные моторы с высоким крутящим моментом часто работают с непосредственным впрыском, большим давлением наддува. В целом они сильно нагружены и чувствительны к перегреву. Для обслуживания нужны специальные масла, для долгой службы – соблюдение правил эксплуатации.

Нарушения могут привести к поломке турбины, но что важно соблюдать по инструкции?

Охлаждение перед выключением

Средний ресурс турбины – 150 тыс. км. Во многих моделях обязателен охлаждающий элемент – интеркулер. Устройство снижает температуру нагретого воздуха. В холодном потоке больше кислорода, поэтому смесь лучше сгорает и становится более эффективной. Растет общая мощность агрегата.

Лопасти турбины вращаются, раскручиваясь до огромных скоростей – от 100 тысяч об/мин. Ведущая крыльчатка приводит в движение ось. Она зафиксирована на корпусе подшипниками и сильно разогревается. За смазку подшипников отвечает штатная система охлаждения, а также моторное масло.

Через корпус турбины проходит большой объем раскаленных отработанных газов. Он сильно разогревается после активной езды. Если после парковки резко выключить мотор, внутри агрегата будут происходить реакции, снижающие ресурс.

В результате масляный насос плохо держит давление смазывающей жидкости. Циркуляция прекращается. Раскаленный корпус не охлаждается маслом. Остатки смазывающей жидкости буквально прожариваются и образуют присадок, затем – локальный налет на стенках. В итоге закоксовываются подвижные механизмы узла.

После остановки нельзя сразу глушить мотор. Турбина должна поработать на холостых 1-2 минуты. Агрегат охладится антифризом и маслом. Перед остановкой можно заранее ехать накатом, тормозить двигателем. Насос обильно прокачает масло и турбонаддув качественно охладится.

Своевременная замена фильтра

Во время езды через воздухозаборники засасываются грязь, пыль, посторонние предметы. Воздушные фильтр отсеивает все лишнее, поэтому очень важно следить за его состоянием. В некоторых случаях внутри можно обнаружить насекомых, почки, листву, песок или мелкие ветки. Если мусор попадет внутрь системы турбонаддува, агрегату будет причинен серьезный ущерб – нужен ремонт турбины, цена будет зависеть от характера повреждений.

Также мусор может попасть в наддув из-за некачественного ремонта системы впуска. Следы от ударов можно обнаружить на крыльчатке компрессора. Повреждения ведут к полному разрушению, поэтому воздушный фильтр нужно менять не реже одного раза в год. Во время езды в условиях большого объема пылевых частиц, в степном климате – дважды в год.

Чистый интеркулер

Помимо фильтров важно контролировать состояние интеркулера. Радиатор стоит в нижней части моторного отсека поблизости от радиатора системы охлаждения. В эксплуатации он забивается мусором, грязью, пухом, насекомыми, листвой и инородными телами.

Посторонние предметы мешают качественному охлаждению. Со временем падает отдача двигателя, для восполнения недостатка воздуха система управления повышает обороты турбокомпрессора. Узел получает высокую нагрузку, снижается ресурс. Радиатор должен быть чистым.

Частая смена масла

Качественное, новое масло – лучшая «еда» для турбины. Несмотря на советы производителей о смене каждые 15 тыс. км, в турбированных моторах масло должно обновляться в 2 раза чаще. Правило особенно актуально для машин, которые работают в городской среде.

Активная езда только на прогретом двигателе

После старта до начала движения нужно выждать несколько минут. После запуска силового агрегата начинает работать масляный насос. Он прокачивает масло через систему смазки. Нужно время, чтобы каналы полностью заполнились, и смазывающая жидкость стала проходить стабильным потоком.

Также не стоит активно форсировать работу узла и газовать в первые 10 минут поездки. Мотор должен прогреться в движении до 60-70 градусов. Подвижные части войдут в рабочий режим и смогут выдержать нагрузку без износа.