Мощность, производительность мотора зависит от качества, количества, эффективности сгорания топлива, объема цилиндров. Увеличение запаса сжатого воздуха в рабочих камерах ведет к быстрому сгоранию топливно-воздушной смеси. Мотор берет большое количество топлива за единицу времени, становится производительнее.
Дизель и турбонадув
Сгорание большого объема топлива должно сопровождаться поступлением большого количества воздуха. Увеличение притока топливно-воздушной смеси обеспечивает турбонаддув. Сегодня он перестал быть уделом спортивных автомобилей и встречается под капотом почти любой машины.
Как работает турбонадув
Работающая турбина нагнетает сжатый воздух под постоянным давлением. Поток попадает в цилиндры дизельного мотора. Выхлопные газы идут прямо в трубу, потом наружу и перенаправляются системой турбокомпрессора. Энергия отработанных газов становится полезной.
Этот процесс заставляет крутиться крыльчатки (колесо турбины). Они герметично отделены друг от друга, хотя расположены на одном валу. Скорость движения лопастей достигает 100-150 тысяч об/мин. Дополнительно на валу с турбинным колесом есть лопасти компрессора. Они работают на нагнетание сжатого воздуха в цилиндры.
После преобразования энергии отработанных газов, давление воздуха повышается. В камеры впрыскивается большее количество горючего. Турбина делает мотор более мощным. Многократно возрастает коэффициент полезного действия.
Причины поломки и диагностика неисправностей
Диагностика и ремонт турбин дизельных двигателей – дело профи. Признаки неисправности часто похожи на сбой в работе других механизмов. Владельцам трудно определить, что агрегату требуется починка, а самостоятельное восстановление работоспособности практически невозможно.
Мастера советуют проводить диагностику на стенде или проверку измерительными устройствами. Такие меры обеспечат 100% точность. При подозрении на сбой и снижение работоспособности лучше посетить автосервис.
Восстановить функции, заводские характеристики узла без специального оборудования практически невозможно.
Ситуации, когда нужен ремонт турбины дизеля:
- Засорение катализатора (приводит к противодавлению).
- Неполное закрытие перепускной заслонки.
- Протечка на внутреннем тракте.
- Засорен нагнетатель турбины.
- Во время вращения стирается крыльчатка.
Каждый фактор может ухудшать работу турбины. Агрегат не достигает требуемого давления и теряет полноценные функции. Если причина поломки люфт, восстановление проводится в обязательном порядке. Самостоятельный монтаж новой детали доступен только с опытом сложных ремонтных работ и при наличии специального оборудования.
Конструкция турбонагнетателя сравнительно простая. Основная причина повреждений – не естественный износ, а внешние причины и активная эксплуатация агрегата. Ремонт нужен в следующих случаях:
- Внутри образовалась масляная течь. Смазочный материал попадает в воздушный поток и цилиндры. Резко увеличивается расход масла.
- Образовалась непроходимость каналов: подающего или выводящего.
- Неисправен воздушный фильтр.
- Падают мощностные характеристики, утрачивается динамика дизельного мотора.
- Уплотнители патрубков повреждены и пропускают воздух.
Чтобы понять, что турбина на дизельном двигателе требует восстановления, следует посмотреть на отработанные газы. Цвет дыма поможет понять тип неисправности и определить приблизительную цену ремонта турбины дизельного двигателя.
Диагностика поломок по отработанным газам:
- Синеватый оттенок дыма – смазка попадает в воздушный поток. Причиной бывает утечка, что требует осмотра и проверки соединений.
- Белый – образовался засор в канале отвода. Нужна замена или ремонт.
- Черный – присутствует масляная течь, сгорание горючей смеси в турбине. Частой причиной оказывается загрязненный фильтрующий элемент.
К дополнительному признаку поломки дизельного двигателя относится посторонний звук, возникающий во время работы турбокомпрессора. Типичный шум – гул или свист.