Все, что нужно знать про ремонт турбин

УСЛУГИ И ЦЕНЫ РЕМОНТА ТУРБИН

Ремонт турбины от 80 рублей
Диагностика турбин от 10 рублей
Замена ремкомплекта турбин от 150
Настройка геометрии турбин от 60 рублей
Балансировка картриджа от турбокомпрессора от 50 рублей
Настройка актуатора турбин от 40 рублей
Капитальный ремонт турбин от 400 рублей
Чистка механизма измеряемой геометрии турбин (включая настройку турбины на стенде) от 150 рублей
Проверка электронного клапана турбин 20 рублей
Ремонт сервопривода турбокомпрессора от 150 рублей
Снятие/установка турбокомпрессора с авто от 150 рублей

Ещё 10 – 15 лет назад турбированные моторы устанавливались преимущественно в автомобилях премиум-класса. Сегодня такие вариации двигателей встречаются даже среди бюджетных кроссоверов. Что дает турбина? Более высокую отдачу силового агрегата без существенного повышения потребления горючего. Но перед покупкой автомобиля с турбированным мотором следует разобраться с тем, как именно устроен турбокомпрессор, что он делает и какие возможные неисправности с ним возникают.

Устройство и принцип действия

Турбина условно состоит из 2 компонентов:

  1. Газовая турбина. Она преобразовывает тепловую энергию от выхлопных газов в кинетическую, за счет чего и вращаются лопасти компрессора.
  2. Компрессор. Насос, который закачивает в камеру сгорания (цилиндр) под давлением воздух (в больших объемах, чем в «атмосферных» двигателях) вместе с мелкодисперсионным топливом.

Увеличение впускного давления для цилиндра способствует более равномерному распределению топливной смеси (горючее с воздухом), за счет чего и увеличивается мощность двигателя. А вот потребление топлива — не повышается.

То есть в обычных «атмосферниках» КПД двигателя низкий, так как существенная часть тепловой энергии теряется вместе с выпускными газами. В турбированных же моторах она преобразовывается для повышения мощности.

Но у автомобильных турбокомпрессоров есть и недостатки:

  • меньший ресурс до обязательного капитального ТО (в среднем, турбины редко «ходят» более 150 тысяч километров);
  • наддувной мотор сложнее обслуживать, требуется более высокая квалификация специалиста;
  • ремонт турбированных моторов обходится дороже;
  • для работы таких двигателей обязательно нужно использовать только высококачественные смазки и топливо;
  • сложная система охлаждения (разогретую докрасна турбину нельзя быстро охлаждать, так как из-за этого масло закоксуется, что приведет к разгерметизации «картриджа»).

Основные причины возникновения поломок турбин

Большинство неисправностей турбонагнетателей связаны с высокой температурой. Внутри газовой турбины она может достигать значений выше 1000 градусов по Цельсию. Но при этом исправно она работает только при обеспечении полной герметичности вала, к которому постоянно подается масло. В дополнение к этому скорость вращения крыльчатки внутри турбины может достигать 70 – 90 тысяч оборотов в минуту!

Если выполнять все рекомендации производителя, то средний эксплуатационный ресурс турбины составит порядка 150 тысяч километров для бензиновых двигателей и 300 тысяч для дизельных (у бензиновых температура выхлопных газов выше).

Основные «симптомы» неисправного турбонаддува следующие:

  1. Наличие синего дыма в выхлопных газах при разгоне автомобиля. Указывает на попадание большого количества масла в камеру сгорания. А это бывает при утечках, разгерметизации турбины. Дополняется это резко увеличившемся расходом масла.
  2. Сторонний шум при работе турбокомпрессора. Может указывать на разгерметизацию ротора или его коксование.

Если верить отзывам, то самая распространенная поломка турбокомпрессора — это выход из строя подшипников ротора. Происходит либо из-за израсходованного эксплуатационного ресурса турбины, либо из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля. Иные распространенные поломки:

  • коксование вала из-за перегрева;
  • механические повреждения или отрыв лопастей турбины (при вращении возникает дисбаланс, вибрация);
  • попадание сторонних предметов в полость турбины (песок, грязь, насекомые);
  • поломка вакуумного регулятора (актуатора).

Ремонт турбин

Исправная турбина имеет сверхточную балансировку веса (для предотвращения дисбаланса при вращении крыльчатки), а также подгонку всех компонентов для обеспечения практически идеальной герметичности картриджа. В противном случае возникают вибрации, ускоряющие износ компонентов турбонагнетателя, или же «утечки» горячих выхлопных газов, из-за чего буквально выгорают сальники и возникает разгерметизации с утечкой масла.

Поэтому для ремонта турбин в сервисном центре обязательно должно быть специализированное оборудование для точной подгонки баланса, проверки герметичности и программной настройки актуатора. И специалист, выполняющий ремонт, обязан быть осведомлен о технических нюансах в работе турбин от разных автоконцернов.

Общий алгоритм качественно выполненного ремонта турбин следующий:

  • демонтаж турбины;
  • разборка до составных компонентов (снятие «улитки», разбор картриджа);
  • тщательная очистка турбины;
  • диагностика;
  • дефектовка, замена вышедших из строя комплектующих;
  • балансировка;
  • сборка;
  • настройка актуатора;
  • установка турбины на авто и итоговая проверка её работы.

В условиях домашнего гаража выполнить полный спектр вышеуказанных работ невозможно. Поэтому имеет смысл обращаться в специализированные сервисные центры. И доверять обслуживание турбонагнетателя следует только тем СТО, в которых ещё и предоставляют гарантию на выполненную работу.

Ремонт турбин бензиновых и дизельных двигателей: что нужно учесть

Хоть визуально турбины бензиновых и дизельных двигателей идентичны, при их ремонте нужно учесть несколько нюансов:

  1. В дизельных моторах при ремонте турбонаддува обязательно выполняется обслуживание сажевого фильтра. При возникновении в нем засора износ компрессора ускоряется, а ещё повышается температура внутри «улитки» до критических значений.
  2. В бензиновых моторах при ремонте может потребоваться удаление катализатора. Его задача — снижать выбросы сажи в атмосферу, но после возникновения засоров в нём возникает масса проблем с работой не только турбины, но и всего двигателя. Но механического удаления катализатора может быть недостаточно, так как он связан с датчиком кислорода, а тот — с блоком управление. Поэтому дополнительно выполняется перепрограммирование БУ.
  3. Отключение клапана ЕГР. Можно заменить, но стоит он дорого, а его единственная задача — также снижать объем выбросов оксида азота в окружающую среду. Помимо его отключения ещё потребуется перепрограммирование блока управления.

В любом случае, ремонт турбины в разы дешевле, чем её замена на новую.

Как предотвратить поломку турбины

Для увеличения эксплуатационного ресурса турбины, рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Использовать только высококачественное моторное масло. Идеальный вариант — то, что рекомендовано самим производителем (указывается в технической документации).
  2. После длительной поездки не глушить мотор сразу. Вместо этого дать ему проработать 2 – 3 минуты на холостом ходу, чтобы постепенно снизить температуру внутри «улитки». Это предотвратит коксование масла.
  3. Перед поездкой прогревать мотор в течение 1 – 2 минут.
  4. Не заниматься обслуживанием турбокомпрессора самостоятельно и доверять эту работу только квалифицированным специалистам СТО.

Итого, турбированные моторы дают массу преимуществ автовладельцу, но требуют к себе более внимательного подхода к обслуживанию, ремонту. Самое главное — соблюдать вышеуказанные рекомендации и хотя бы через каждые 100 тысяч километров обязательно посещать СТО именно для диагностики и проверки работоспособности турбокомпрессора. Ведь средняя стоимость нового — от 30 тысяч рублей, и это — от сторонних производителей, да ещё без учета работы.