Как проверить генератор в автомобиле?

Генератор – небольшая электростанция, главный источник энергии в автомобиле. Водитель должен контролировать работоспособность узла, иначе транспортное средство лишится возможности передвижения. Оценить состояние можно самостоятельно, с минимальным набором инструментов и в гаражных условиях.

Неисправности

Крупный узел подвержен электрическим и механическим поломкам. Нарушения механики диагностируются при визуальном осмотре агрегата и привода, натяжение ремня легко проконтролировать рукой. Электрика требует инструментального обследования. Можно использовать осциллограф, мультиметр или тестер.

В 95% случаев происходит следующее:

  • износ, заедание щеток;
  • пробой, перегорание интегральных схем автостабилизатора;
  • поломки электронных схем;
  • сгорание изоляции статора, ротора.

Даже незначительные сбои опасны, провоцируют перегорание электронных приборов, выкипание аккумуляторной батареи.

Диагностика на месте, без демонтажа

Для работы понадобится мультиметр. Не проверяйте агрегат методом короткого замыкания и не допускайте соединения разных клемм.

Порядок действий:

  • Первичную оценку ведите на холодном двигателе. Определите уровень напряжения, – хорошим считается интервал 12.5-12.8 В.
  • Замерьте параметры на запущенном моторе. Агрегат функционирует без сбоев, если на 2 тыс./об. показания равны 13.5-14.5 В. Машины, укомплектованные большим количеством электроники, могут выдавать 14.8 В.
  • Проверьте агрегат под нагрузкой. Подключите основных потребителей – магнитолу, печку, фары, подогрев сидений и проч. В рамках нормы остаются 13.7-14.0 В. О сбоях говорят более низкие цифры – 12.8-13 В.

Обнаружив поломку, демонтируйте агрегат. Позвоните его мультиметром, проверьте лампочкой, осмотрите. Оцените исправность по косвенным признакам: плохо, если при езде с небольшой скоростью подрагивает, тускнеет свет фар или слышатся посторонние звуки. Убедитесь в хорошем натяжении ремня, целостности подшипников. Повышение температуры корпуса также говорит об износе.

Контактные кольца, щетки

Осмотрите узлы. Измерьте остаток, – минимальный диаметр колец 12.8 мм, высота щеток – 4.5 мм. Оцените, образовались ли на деталях борозды, есть ли выработка.

Диодный мост

Порядок действий:

  • Замерьте сопротивление на двух пластинах выпрямителя.
  • Первый щуп прибора поставьте на клемму +.
  • Вторым последовательно проверьте выводы.
  • Поменяйте щупы местами.

При первой диагностике возникает большое сопротивление, при смене щупов – нет. Когда диод пробит, оно будет нулевым. Даже один неисправный элемент нарушает работу всего моста и влияет на недозаряд аккумулятора.

Сила тока

Максимальный ток проверьте дополнительным зондом (прилагается к мультиметру). Поставьте зажимы и выполняйте исследование при включенном двигателе, на максимально высоких оборотах. Зонд установите на провод, отходящий к зажиму В+.

Поочередно включайте приборы и фиксируйте показания. На втором этапе проверки измерьте данные общей работы потребителей. Сравните параметры, – если разница больше 5А, запчасть неисправна.

Ток возбуждения проверяйте на работающем с максимальными оборотами двигателе. Подключите прибор к клемме 67, – он покажет параметры тока. О полноценной эксплуатации говорят цифры 3-7А. Колебания в обе стороны – признак поломки.

Регулятор напряжения

При возникновении недозаряда или перезаряда аккумуляторной батареи проверьте реле электросети автомобиля.

Проверка:

  1. Замеряйте напряжение на средних оборотах.
  2. Позвольте мотору прогреться хотя бы 15 минут, оставив включенными фары.
  3. Хороший показатель проверки мультиметром – 14.4-15 В.
  4. Последовательно исследуйте сопротивление конденсатора (должно сокращаться).

Осмотрите щетки, оцените функциональность и напряжение, используя лампочку 12 В. На массу и плюсовую клемму регулятора подайте 12 В. Нить накаливания должна гореть и гаснуть при поднятии напряжения.

Статор

Если активно работающий генератор сильно гудит, вероятно, есть замыкание обмотки. Узел проверяется на сопротивление без моста. Между выводами должно оставаться порядка 0.2 Ом. Между обмоткой и нулевым приводом – до 0.3. Удостоверьтесь в отсутствии выработок.

Ротор

Порядок действий:

  • Сделайте прозвон обмотки возбуждения.
  • Мультиметр переведите на проверку сопротивления.
  • Измерьте данные между контактными кольцами.
  • Хорошо, если они попали в интервал 2.3-5.1 Ом.
  • Если цифры выше, есть нарушение контакта или обрыв.
  • Если ниже, есть межвитковое замыкание.

Включите мультиметр в режим амперметра. Проверьте ток, потребляемый обмоткой. Подайте 12В на кольца. Обмотка не должна брать более 3-4.5 А.

Для оценки работы изоляции возьмите лампочку 40В и провода. Один подведите на кольцо, второй – на корпус. Если изоляция исправна, она не загорится. Если есть свечение, идет утечка тока на массу.

Выводы

Проверку работоспособности всех узлов автомобиля можно провести самостоятельно, используя один прибор – мультиметр. Восстановлением эксплуатационных характеристик агрегата должны заниматься опытные мастера. Изношенный узел меняется на новый в условиях профессионального сервиса.